+7 910-908-07-05

+7 920-957-76-66

+7 (4912) 95-65-11

служба технической поддержки:

+7 910-566-29-70

 

ООО "Наука и Техника" г. Рязань

okbnit@yandex.ru

г. Рязань, ул. Новая, д. 51Б

   Главная >>Уголок конструктора>>Самолёт X-12h

Работа с конструктором самолётов Виктором Дмитриевым.

   На нашем предприятии, ООО "Наука и Техника", г. Рязань, с 26.09.2007 по 23.01.2009 года работал известный в мире конструктор самолётов - Дмитриев Виктор Павлович. По его рассказам, он всю свою жизнь посвятил разработке уникальных самолётов.

   Здесь я не хочу хвалить или критиковать Виктора Дмитриева и его самолёты. Про это написано очень много хвалебных и критических статей, отзывов, создано много форумов и т.д. Очень много ложной информации. В большинстве случаев мнение о Дмитриеве предвзятое: кто-то считает, что он бедный нищий гений, которого все обижают. Что вокуг всегда много плохих людей, которые губят все начинания Дмитриева, да и других конструкторов в России. Другие считают, что Дмитриев ничего хорошего не создал, а лишь раздувает шум вокруг своих нелетающих самолётов, к тому же созданных очень давно. Что им движет только жажда славы, известности и т.д. У каждого, кто этим интересуется, вырабатывается своё мнение о Викторе Дмитриеве и его самолётах, исходя из того, что он найдёт и прочитает.

 

   Здесь я хочу поделиться только той информацией, которая получена из первоисточников: если речь идёт о самолётах, то мне эту информацию предоставил сам Виктор Дмитриев, если речь идёт о событиях, то это рассказали непосредственные участники событий, либо я сам принимал в этом участие. Есть события, в которых я сам принимал участие, но Виктор Дмитриев рассказывает СМИ об этом совсем по-другому. Поэтому я не буду давать ту или иную окраску этим событиям, а просто перечислю факты.

 

   Виктор Дмитриев принёс мне свои фотографии и вырезки из газет и журналов, которые разрешил переснять и показать всем. Сразу отвечу на самый распространённый вопрос: летали ли самолёты Виктора Дмитриева?

   Есть люди, которые мне рассказывали, что самолёты летали. Есть люди, кто это видел в киножурналах, которые прокручивали в кинотеатрах перед фильмом. Там показывали видеоролики с полётами самолётов Виктора Дмитриева в Киргизии. Я сам этого не видел.

   Поэтому отвечу на этот вопрос так:

Самолёт X-12 в полёте 1 1 1 1

 

1 1 111


1 1 1 1 1

 

   Кроме известных всем самолётов, Виктор Дмириев ещё разрабатывал вертолёты соосной схемы, летал на дельтаплане, строил дельталёты. Также есть проект двухмоторного самолёта.

 

Самолеты Виктора Дмитриева , особенности конструкции

Самолёт X-12h в ООО "Наука и Техника", Рязань, октябрь, 2008 г.  Справа - Виктор Дмитриев.    Виктор Дмитриев заявляет, что он разработал самые маленькие в мире самолёты. У самого лучшего его самолёта X-14d была площадь крыла 1,76 м2. В разобранном виде самолёт умещается в 2 чемодана. В одном журнале я прочитал, что самолёт помещается в 2 чемодана + пакет с деталями. Виктор говорит, что его самолёты имеют малые взлётно-посадочные скорости и сохраняют устойчивость и управляемость на скоростях менее 40 км/ч. Они прощают ошибки пилота и могут быть пригодны для первоначального обучения.

   Также Виктор Дмитриев говорит, что такая аэродинамическая компоновка будет работать и на самолётах, развивающих скорость свыше 850 км/ч - это так называемые "самолёты с безразмерной скоростью". Понятно, что для такой скорости самолёт должен быть цельнометаллическим, иметь нормальный фюзеляж и реактивный двигатель.

   Отличительной особенностью самолётов Виктора Дмитриева является то, что при своих малых размерах они имеют развитую механизацию крыла (двухщелевые закрылки, щелевые элероны) и стабилизаторы повышенной эффективности, с щелевыми рулями высоты. Все щели профилированные. Стабилизатор сделан небольших размеров и имеет перевёрнутый профиль.

 

Самолёт X-14d в Америке    А у самолёта X-14d ещё более сложная конструкция: крыло имеет 3-х щелевые закрылки, автоматически выпускаемые предкрылки, 2-х щелевые элероны, интерцепторы. Также самолёт имеет двухосный руль направления и секционный адаптивный стабилизатор. В стабилизаторе 4 секции поворачиваются относительно друг друга, таким образом меняются профиль и угол установки стабилизатора. Системы управления взаимосвязаны между собой. Виктор назвал это "механическая автоматика".

   Виктор Дмитриев говорит, что ему удалось достичь коэффициента подъёмной силы Cy=5,8 (видео).

   Американский научно-популярный журнал написал в своё время, что этот самолёт совершил несколько подлётов над взлётной полосой в Калифорнии. При этом у него постоянно отказывал мотор.

 

    Консоль крыла самолёта X-14d в сложенном виде Даже несмотря на то, что у меня нет ни одной фотографии X-14d в полёте, этот самолёт очень интересный с конструкторской точки зрения. Интересно и то, что на таком маленьком самолёте реализована система управления сложной механизацией.

   Конструкция самолёта разборная, консоли крыла складываются пополам, что позволяет укладывать самолёт в переносные контейнеры размером с большой чемодан.

 

   По заявлению Дмитриева, именно развитая механизация и профилированные щели обеспечивают высокий коэффициент подъёмной силы (Cy), безопасность, хорошуюю устойчивость и управляемость его микросамолётов на малых скоростях.

 

 

Пояснительная записка Виктора Дмитриева, 2008 год.

 

   "На основе экспериментальных (и опытных) образцов, спроектированных, построенных и прошедших лётные испытания - можно строить самолёты целевого назначения с заданными характеристиками.

 

   Основные темы моей работы:

1. Устойчивость и управляемость самолёта на малых скоростях.
2. Механизация крыла и хвостового оперения.
3. Проводились изыскания пределов в авиации. Например: самолёт минимального веса, размеров, максимальной относительной полезной нагрузки, лётно-технических характеристик и т.д.

 

   На сегодняшний день и на ближайшее будущее (5-15 лет) и в России и в развитых странах за рубежом будет отставание от X-9f  – X-14d в области аэродинамики и, поэтому, в области лётно-технических характеристик.

 

Лётно-технические характеристики лучших самолётов на текущий момент.

 

 

X-9F

X-12b

X-12c

X-14

X-14a

X-14b

X-14c

X-14d

Длина

м

3,66

3,24

3,35

3,18

3,23

3,23

3,13

3,13

Высота

м

1,72

1,57

1,26

1,21

1,31

1,28

1,25

1,22

Размах крыла

м

5,84

5,69

5,54

5,29

5,18

4,78

4,77

5

Площадь крыла

м2

5,3

3,7

3

2,07

1,9

1,76

1,76

1,76

Сухой вес

кг

73

55

51

39,5

45

46

47

54

Взлётная скорость

км/ч

45

55

45

50

55

55

55

55

Максимальная скорость*

км/ч

120

125

125

130

130

130

130

130

   * Максимальная скорость зависит от конструкции обтекателя и от типа двигателя. На опытных самолётах обтекателя не было вообще, а двигатели стояли самые слабые – 32 л.с. и ниже.

 

Самолёты получили высокую оценку, например:

Х-14а – на слёте СЛА в Коктебеле в 1984 г.
Х-14d – на международном авиасалоне в г.Ошкош, США, 1992 г.
Х-12d – на международном авиасалоне в г.Фридрихсхафен, Германия, 1993 г.
"

        

 

Самолет X-12h конструкции Виктора Дмитриева 

 

  В "Науке и Технике" Виктор Дмитриев строил самолёт Х-12h, который должен иметь характеристики:

 

Лётные характеристики:

Скорость сваливания

< 40

км/час

Макс. скорость (без гондолы)

125

км/час

Крейсерская скорость

105

км/час

Скороподъёмность

> 10

м/сек

Взлётная скорость

55

км/час

Посадочная скорость

50

км/час

Разбег

30

м

Эксплуатационные перегрузки

+6

-3

 

       Весовые данные:                                                     Геометрические данные:

Взлётный вес

150

кг

Сухой вес

80

кг

Вес топлива

20

кг

Центровка

33

% САХ

Диапазон полётных центровок

28 - 41

% САХ

Длина

3,6

м

Высота

1,4

м

Размах крыла

6,3

м

Площадь крыла

3,64

м2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Процесс постройки самолёта X-12h:

 

Виктор Дмитриев работает над крылом X-12h Обшивка парашютным капроном хвостового оперения Пропитка крыла лаком НЦ-551 (эмалитом) - он даёт хорошее натяжение обшивки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготовление тележки самолёта X-12h Изготовление самолёта X-12h

Самолёт X-12h почти готов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Этот самолёт одноместный, но его можно будет преобразовать в двухместный. Тогда площадь крыла увеличится до 4.8 м2. Самолёт имеет двухщелевые закрылки, щелевые элероны, сабилизатор перевёрнутого типа повышенной эффективности, с щелевым рулём высоты.

   Консоли крыла неразборные, поэтому в отличие от X-14d, самолёт X-12h не может укладываться в чемоданы - вопреки многочисленным заявлениям СМИ. Размер консоли крыла 2,86 х 0,7 м.

 

   Виктор Дмитриев начал строить X-12h в 2007 году на заводе САМ, г.Рязань, с группой ребят, которые обеспечили ему мастерскую, оборудование, инструменты и финансирование. Но Виктор с ними не сработался и обратился ко мне за помощью. Я арендовал на САМе помещение, обеспечил финансирование и помогал Дмитриеву в постройке X-12h, а затем пригласил к нам, в "Науку и Технику".

   На нашем предприятии я планировал создать производство самолётов конструкции Виктора Дмитриева. Для работы обеспечил ему всё: создал на нашем предприятии направление по постройке самолётов, ввёл должность "конструктор самолётов", Виктора Дмитриева взяли на работу на эту должность. Соответственно, ему обеспечили все условия для работы: создали авиамастерскую (для этого мне пришлось поломать кучу стен, чтобы создать приемлемое помещение на месте вентиляционной), полностью обеспечили ему финансирование, материалы, оборудование, инструменты и т.д. Оказывали ему максимальную помощь во всём. Я варил раму для X-12h, помогал как мог, доставал всё, что Дмитриев скажет. Чтобы работа была плановой, выработал стратегический план и создал проект "Самолёты". В общем, отнеслись к делу со всей серьёзностью, несмотря на то, что ситуация на предприятии была очень тяжёлой и дела по производству машин контактной сварки шли неважно.

 

   Планировалось достроить этот самолёт, провести его испытания, довести до серийного образца. В дальнейшем планировалось строить одно-, двух-, четырёхместные самолёты и т.д. - в зависимости от потребности клиентов и возможностей предприятия.

 

   К сожалению, и в этот раз планы реализованы не были и история повторилась: когда самолёт был почти готов, Виктор Дмитриев ушёл из "Науки и Техники" и забрал самолёт с собой. У нас в миссии написано "Дать возможность российским изобретателям-самодельщикам («Кулибиным», самоучкам и т.д.) воплотить свои идеи в жизнь на серьёзном уровне." Мы старались, но на сей раз такая попытка не удалась.

   После ухода, Дмитриев переименовал самолёт в X-12E. Об этом самолёте много пишут в газетах и в интернете. Самолёт выставлялся на салоне "Архимед", получил золотую медаль. Потом Дмитриев снова переименовал этот самолёт в X-12h и уехал с ним в Армавир. Самолёт выставлялся на авиасалоне МАКС-2013.

 

 

 

тел./факс

+7 (4912) 95-65-11

директор +7 903-640-34-79 При цитировании материала прямая ссылка на сайт nt-r.ru обязательна.

 

mail:

okbnit@yandex.ru

зам.директора

техподдержка

+7 910-908-07-05

+7 910-566-29-70